На Ямале продолжится комплексное изучение археологических памятников Усть-Полуй, Горный Самотнёл-1 и Зеленый Яр

Археологи Научного центра изучения Арктики поделились с журналистами планами на предстоящий полевой сезон.

С 15 июня начнутся раскопки вблизи поселка Зеленый Яр в Приуральском районе, где в прошлом году впервые на Ямале была применен метод геомагнитной съемки, позволяющий без нарушения поверхности земли определить размеры археологического памятника, местоположение древних объектов и строений в культурном слое. Как рассказал младший научный сотрудник Александр Гусев, за короткий полевой сезон коллеги из Томского государственного университета успели провести магнитосъемку лишь части памятника, в этом году они продолжат начатые исследования.

Метод геомагнитной съемки будет использован также на археологическом памятникеГорный Самотнёл-1, датируемым третьим тысячелетием до нашей эры. Данный памятник представляет огромный интерес для археологической науки, так как это единственное известное поселение эпохи энеолита на Севере Западной Сибири, расположенное не на маленькой речке, а на Большой Оби.

– В поселениях, расположенных на маленьких речках, люди эпохи энеолита занимались запорным рыболовством и охотой. Найденные фрагменты сети, предназначенные для ловли крупной рыбы, дают основания полагать, что здесь пять тысяч лет назад уже существовало сетевое рыболовство, – рассказала кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики» Ольга Тупахина.

Пользуясь случаем, старший научный сотрудник Андрей Гусев пригласил жителей и гостей города Салехард в июле на раскопки святилища Усть-Полуй. Инструментами ученый обещал обеспечить.Раскопки на памятнике ведутся не первый год, новые артефакты расширяют представления археологов о святилище, которое, как выясняется, было не только центром сакральной жизни народов, населявших Ямал, но и использовалось для распространения технологических новшеств. Находки подтверждают, что на святилище людиизготавливали изделия из кости, занимались плавкой металла и прядением.

Журналисты поинтересовались перспективами создания на Усть-Полуе музея под открытым небом, на что Андрей Гусев ответил, что это возможно только в отдаленном будущем. В планах ямальских археологов поработать на памятнике в 2014 и 2015 году, после чего нетронутые участки на склонах мыса будут законсервированы, чтобы будущие поколения исследователей, которые придут сюда с новыми знаниями и новыми технологиями, могли получить еще более точные представления об эпохе существования святилища.

Археологические раскопкина памятнике средневековья Ярте-6 на полуострове Ямал в нижнем течении реки Юрибей в этом году вестись не будут. Старший научный сотрудник Андрей Плеханов пояснил, что по данному памятнику собрано большое количество материала, требующего обработки и интерпретации. Под сомнение поставлено само функциональное назначение Ярте-6 как городища.Мощный слой оленьих костей и органики аналогичен памятникам в Эвенкии на местах забоя и обработки оленей. Ученый полагает, чтоЯрте-6 был средневековым хозяйственно-промысловым комплексом.

Помимо комплексного изучения памятников Усть-Полуй, Горный Самотнёл-1 и Зеленый Яр в предстоящий полевой сезон запланированы археологическая разведка на реке Юрибей, раскопки на городищах Мангазея, Бухта Находка и других памятниках. Параллельно с ямальскими археологами в Арктическом регионе будут работать их коллеги из Томской, Новосибирской и Тюменской областей, Республики Коми и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

не в сети 7 дней