Археологи провели обследование трассы будущего Северного широтного хода

Археологи провели обследование трассы будущего Северного широтного хода

Фундаментальная наука археология также задействована в решении практических задач, связанных с инфраструктурным развитием Ямало-Ненецкого автономного округа. В полевой сезон 2018 года учёные провели археологическое обследование трассы проектируемого Северного широтного хода на предмет наличия возможных памятников на участках, по которым пройдет железнодорожная магистраль. Обследовали около 400 километров в Приуральском и Надымском районах. Археологических памятников, которым мог бы быть нанесен ущерб при строительстве трассы, не выявили.

– На почти 400 километров будущей трассы, пройденных практически пешком, ничего относящегося к археологическому наследию обнаружить не удалось, – рассказал участвующий в этих работах старший научный сотрудник сектора археологии Научного центра изучения Арктики Андрей Гусев. – Лишь в Надымском районе обнаружили останки артефактов, относящихся, вероятно, к эпохе неолита. В Приуральском районе ничего не выявлено. Логическим объяснением является вовсе не безлюдность и необжитые территории, а то что будущая трасса пройдет на значительном удалении от главных жизненно важных водных магистралей региона. Проект трассы предусматривает ее расположение по водоразделу, на значительном удалении от крупных рек как Полуй, являющихся транспортной артерией и источником пищевых ресурсов.

Заведующая сектором археологии Научного центра изучения Арктики, кандидат исторических наук Наталья Фёдорова отметила, что идее Северного широтного хода, на самом деле, чуть более тысячи лет.  Изучение древней и средневековой истории региона по материалам археологических памятников показывает, что важность существования морских и сухопутных путей сообщения, связывающих север Западной Сибири с соседними регионами, осознавали еще в те времена. В 1222 году было совершено последнее путешествие викингов в Биармию, согласно легендам, расположенную на севере Восточной Европы. Поход маркирован застежкой плаща того времени, найденной в районе Салехарда. До петровских реформ на север Западной Сибири ходили поморы. В XV-XVI веках были попытки проложить северный ход до Обдорска через Пустозерск, Печору и построенную для упорядочивания торговых связей Собскую заставу. В XIX веке сибирскими купцами были инициированы два проекта строительства железной дороги, отклоненных правительством по причине преждевременности и нерентабельности.

– В ХХ веке продолжением идеи стала известная 501-я стройка, один из участков которой сейчас исправно функционирует – «Чум-Лабытнанги», – прокомментировала Наталья Фёдорова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Татьяна Константинова

0
flagРоссия. Город: Салехард
Комментарии: 0Публикации: 177Регистрация: 27-10-2016

Поделиться этой записью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.