Археологический памятник Зелёный Яр ставит новые загадки перед учёными

Новые открытия сделаны ямальскими археологами в полевой сезон 2018 года на средневековом некрополе вблизи поселка Зелёный Яр. В этом году экспедиция во главе с научным сотрудником сектора археологии Научного центра изучения Арктики Александром Гусевым сделала новый раскоп площадью 80 квадратных метров, в котором обнаружили шесть захоронений. Два оказались разграбленными в древности, на одном из них археологи зафиксировали следы трех орудий. Четыре оказались не тронутыми черными копателями. Три принадлежат, предположительно, мужчинам в возрасте 40-50 лет, и одно мальчика – 6-7 лет.

Археологический памятник Зелёный Яр известен, прежде всего, благодаря многочисленным мумифицированным останкам мужчин, женщин и детей, обнаруженным здесь в разные годы. В этом году таких находок сделано не было. По словам руководителя исследований Александра Гусева, большой научный интерес представляет детское захоронение. В нем археологи обнаружили два бронзовых височных кольца в области лба, медные пластины в области таза и ног, какие традиционно укладывались в погребения на некрополе, бронзовый браслет, намеренно разломленный на три части, одна из которых находилась в области левой руки, а две – под головой. В погребении найдена рукоять ножа с изображением птицы. Впервые обнаружены ножны с деревянным лезвием внутри. Учёные провели аналогию с могилой ребёнка примерно такого же возраста, вскрытом в 2015 году и сделали вывод об особом отношении хозяев некрополя к мальчикам этого возраста. Найденные захоронения мужчин, женщин и младенцев были явно беднее. Теперь это пища для размышления.

Также в полевой сезон археологи изучили могильник Нюрымпосллор, расположенный на одинаковом состоянии между Салехардом и Зелёным Яром. О нём в 2017 году сообщили местные жители. Учёные не исключают связь между двумя некрополями. На Нюрымпосллоре, как и на Зелёном Яру, были обнаружили перевёрнутые котлы с пробитым дном.

– Но новом могильнике прослеживается, предположительно, 26 могилы, как одиночные, так и двойные захоронения, – рассказал Александр Гусев. – Мы вскрыли одно захоронение и неожиданно для себя обнаружили кенотаф – имитацию могилы. Покойный, видимо, утонул, либо пропал без вести. Но весь инвентарь в могиле находился на своих местах: котёл, железные черпаки, топоры, нож, пояс с бронзовыми накладками с изображением гусара. Захоронение датируется концом XIX века, пояс, который в нем находился, приблизительно 1830-м годами.

Александр Гусев считает, что изучение двух могильников прольет больше света на жизнь населения севера Западной Сибири в эпоху Средневековья.

Наша справка:

Археологический комплекс у поселка Зеленый Яр был обнаружен в 1997 году в ходе работ российско-американской экспедиции по проекту «Живой Ямал». Раскопки начались в 1999 году. Вскоре выяснилось, что комплекс состоит из трех памятников: бронзолитейной мастерской VI-VII вв. н.э., могильника VIII – IX вв. и могильника XIII в. За 1999 – 2002 вскрыто 35 погребений. Впервые были обнаружены мумифицированные останки одного взрослого мужчины и четырех детей в возрасте 1-2 и 6-7 лет.

В 2013 – 2017 годы вскрыто 47 захоронений, из них мумифицированные останки зафиксированы в двух взрослых  (у одного сохранилась только голова) и двух детских. В настоящее время останки находятся в Институте проблем освоения Севера Тюменского научного центра СО РАН, где созданы необходимые условия для их хранения. Генетические исследования проводятся учеными Института молекулярной генетики РАН и Сеульского университета (Южная Корея). Результаты будут представлены в 2019 году.

не в сети 3 месяца